Главная: Солнечные дети: Синдром Дауна
Развитие навыков мелкой моторики



На этой фотографии вы видите самодельное пособие «Маша» для развития мелкой моторики, сделанное мамой Надеждой из Беларуси. Как это хорошо видно на фото, для изготовления такого пособия нужна пластиковая бутылка, фломастеры и немного фантазии. В том месте, где у нарисованной Маши – рот, прорезается отверстие. Ребенок должен «накормить» Машу, например, фасолинками или монетками.
Другой вариант такой игрушки – по-другому разрезать бутылку и разместить рожицу или мордочку зверенка так, чтобы «кормить» его через горлышко бутылки.


Добавлена новая страничка - полезная игра с песком

- Новая страничка о программе "Каролина" с возможностью скачивания таблицы навыков (последовательность развития и возраст освоения навыка в норме).

 

Развитие мелкой моторики (и сенсорики)
Развитие навыков мелкой моторики (специализированная статья ДСА)
Новые игры на Adalin
Упражнения на развитие мелкой моторики и взаимодействия полушарий головного мозга
Развитие мелкой моторики и игры младенца (специализированная статья ДСА)
О мелкой моторике на сайте Лены Даниловой
О мелкой моторике на сайте Лены Даниловой (по материалам сайта "Адалин"
«Пальчиковые игры»
Пальчиковые игры и потешки
Пальчиковые игры на портале "Солнышко"
Мелкая моторика в стихах, упражнения Ирины Гуриной
Статья Наташи Вавиловой об арт-терапии
Много полезных советов по развитию мелкой моторики
Пособие по развитию мелкой моторики
Гимнастика для пальчиков с первых дней жизни
Пальчиковая гимнастика с картинками (по Цвынтарному)


Развитие мелкой моторики способствует развитию речи и интеллекта. Как же ему помочь?

- Новая страничка - нормы развития, в т.ч. по мелкой моторике, из книги О.Жуковой и В.Балобановой "Самоучитель для родителей".

Как указано в книге Марианны Бруни Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна, следует уделять внимание развитию следующих компонентов мелкой моторики:
- зрительно-моторная координация (координация «глаз – рука») – рисование, вырезание ножницами, далее – умение клеить аппликации, писать буквы и т.п.;
- стабильность – на раннем этапе умения подтягиваться, чтобы встать, опираться на руки, качаться на четвереньках, трясти игрушками, далее – умение карабкаться на мебель, открывать дверки шкафов и ящики, сгребать песок, лить воду и т.п.;
- ловкость – на раннем этапе это умение взять и выпустить из руки предмет, положить предмет в коробку, указать пальчиком на предмет, использовать жесты-знаки для общения, далее – развитие пинцетного захвата для мелких предметов, умение пользоваться кнопочным телефоном и т.п.;
- двусторонняя координация (билатеральные навыки), например, игра в ладушки, игра на барабане / ксилофоне…, собирание-разбирание пирамидки; на раннем этапе это перекладывание предмета из одной руки в другую, в более старшем возрасте – такие действия, как нанизывание бус и т.п.;
- навыки самообслуживания – умение одеваться и раздеваться, пользоваться ложкой и вилкой, пить из чашки, не проливая, и т.п.;
- сенсорика – развитие чувствительности всех органов, в первую очередь для мелкой моторики важно осязание.

 


Во-первых, необходимо с самого раннего возраста начинать массаж ладони и пальчиков, пальчиковые игры («Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные игры; см., например, страницу «Наладка по ладони» в каталоге "Ресурсы", а также ссылки выше).

Некоторые идеи для развития мелкой моторики (и сенсорики)

- Рисование пальцем на подносе/зеркале с крупой / желе / кремом для бритья.
- Нанизывание прищепок на веревки / края тарелок.
- «Посыпание» - песком, сахаром, манкой.
- Переливание воды из одного сосуда в другой; пересыпание сыпучих предметов (круп) из одного сосуда в другой – примерно с полутора лет. Это можно делать во время купания. Можно тренироваться также с пластиковым градуированным стаканчиком, проверять, сколько миллилитров содержится в ложке, мелкой бутылочке и т.д. Можно брызгать в игрушки водой с помощью пластикового (одноразового) шприца без иглы.
- Игра с водой и мягкой губкой
- Вытаскивание мелких сладостей из отделений контейнера для замораживания кубиков льда – тренирует пинцетный захват.
- Вытаскивание нити из ткани
- Рисование («мастер-класс» по пальчиковым краскам от мамы Кати – на этой страничке).
- Лепка из пластилина / теста
- Аппликация (отрывать кусочки тонкой бумаги или ваты и приклеивать к основе; работа с природным материалом (шишки, желуди, листья и т.п.), мелкими предметами (пуговицами, стразами, ракушками) – приклеивание сначала с помощью пластилина, с более старшими детьми – с помощью клея).
- Вылавливание мелкой игрушки из ванны с помощью ложки, ковшика.
- Вышивание (сначала по пластиковым сеткам, такие наборы продаются).
- Нанизывание (бус, пуговиц, всего, что придет на ум).

Учимся отвинчивать крышки:
- открываем завинчивающуюся баночку с конфетами либо фруктами, крекерами и т.п. и угощаемся;
- открываем тюбики с зубной пастой, бутылочки;
- открываем коробку спичек (без спичек, конечно, а с каким-нибудь интересным мелким предметом или вкусностью внутри);
- проталкиваем карандаш / опускаем фасолинки в пустую пластиковую бутылку;
- открываем / закрываем маркеры, фломастеры.


Продается много игрушек, очень полезных для развития мелкой моторики (см. страничку "Идеи подарков для развития мелкой моторики" (на этом сайте). В их числе, например:
- «сортеры» (кубики с отверстиями разных форм и вкладыши разных форм) – можно сделать самим, прорезав в картонной коробке отверстия и предлагая ребенку опустить в отверстия пробки, крышки от баночек и т.п.);









шнуровки – можно сделать самим, взяв картон и шнурки;








- деревянные рамки-«пазлы» и вкладыши к ним с ручкой (обычно в виде яблок, бананов и т.д.);
Овощи-2 (Доска Сегена)
Производитель:
Оксва
295 .–









- восковые мелки;








- наборы для создания картин, бус и т.п. из мелких пластиковых трубочек или бусинок;








- пазлы:








- мозаики;
Мозаика
Производитель:
Эра
200 .–









- коробка или «волшебный мешочек», где на ощупь надо найти предмет по договоренности либо нащупать и описать предмет. Можно сделать самим или купить:








- пальчиковые краски, в зависимости от производителя – некоторые можно применять уже с года.




 



В быту ребенок должен сам учиться застегивать и расстегивать пуговицы, «молнии», «липучки», шнуровать обувь, засучивать рукава.

Согласно книге Марианны Бруни «Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна» , не нужно выбрасывать многие «ненужные» вещи!
- Пустая пластиковая бутылка из-под газировки. Можно наполнить ее бусинами и греметь, а можно засовывать в нее карандаш или опускать бусины.
- Пустые баночки из-под йогурта. Можно нарезать их так, чтобы получились кольца, и надевать их на колышки. Можно вырезать в дне дырку и опускать туда, например, фасолины.
- Картонные трубочки из-под бумажных полотенец или туалетной бумаги. Можно использовать как «колышки» для надевания колец или как «тоннели» для машинок.
- Пустые бутылки с дозатором, как из-под средства для мытья посуды. Хорошо их вымойте и используйте для игр в ванной.
- Браслеты на запястье. Надевание браслета через всю кисть развивает чувственное осознание у детей младшего дошкольного возраста.


Упражнения по развитию мелкой моторики (из журнала "Счастливые родители")

- Насыпать муку на темный поднос, показать ребенку, как "рисовать" пальчиками по муке. Рисовать простейшие узоры: заборчик, дождик, круг, треугольник, снежинку, звездочку и пр. Можно рассказывать параллельно ребенку сказку.

- Тесто: мука, соль "экстра" и вода в соотношении 2 : 1 : 0,75 + немного растительного масла. В два года начинаем лепить колбаски и палочки, можно их свернуть в крендельки и бараночки. Можно потом запечь и раскрасить гуашью. Разноцветные баранки можно потом нанизывать на шнурки разных цветов.

- Вставлять спички в дуршлаг.

- Делайте бусы из макарон, считайте их по ходу, сравнивайте "больше - меньше". Возьмите разные макароны и чередуйте "бусины" - потолще и потоньше, потом снова потолще, а потом?

- Ежик из теста (пластилина) и спичек.

- Складывать фасоль или горох в пластиковую бутылку. Потом показать, насколько удобнее это делать с воронкой.


Идей много.

Но, в общем, главное – понять принципы организации игр на развитие мелкой моторики и включить фантазию. Удачи!


На главную
О работе с пальчиковыми красками
Ресурсы: книги, методики
Краткий обзор развития навыков общей моторики (по книге М.Бруни)
Статья о мелкой моторике на сайте Марины Чаплыгиной
Ссылки общего характера на сайты о развитии детей
Игрушки для развития мелкой моторики
Вещи, которые помогут вам развивать ребенка (автор Ольга Макарова)
Методическая статья по развитию мелкой моторики у детей с синдромом Дауна - на ресурсе "Центр развития"

Книги в Интернет-магазине "Озон.ру"

Е.Ю. Тимофеева, Е.И. Чернова. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. - на Озон.ру

Игры на развитие мелкой моторики (набор из 20 карточек)
Татьяна Ткаченко. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики
Татьяна Ткаченко. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

Напишите нам
НА ГЛАВНУЮ