Главная: Солнечные дети: Синдром Дауна
Краткий обзор развития навыков мелкой моторики (по книге М.Бруни)


Добавлена новая страничка - полезная игра с песком



От младенчества до 2 лет

- Побуждайте ребенка опираться на предплечья и кисти (например, отталкиваться руками от пола, лежа на животе).
- Побуждайте вашего малыша тянуть ручки вверх, когда он лежит на спине.
- Обеспечьте ребенку поддержку при сидении, чтобы он мог тянуть ручки и развивал координацию глаз и рук.
- Покупайте игрушки, которые вашему малышу легко хватать обеими руками, перекладывать из одной руки в другую и класть в рот.
- Покажите малышу, как вынимать вещи из контейнеров и класть их обратно.
- Купите развивающие центры и игрушки, демонстрирующие понятие "причина - следствие" (нажимаешь на кнопку - звучит музыка).
- Побуждайте вашего ребенка указывать на картины и предметы и засовывать пальцы в отверстия.
- Побуждайте ребенка есть руками и введите в обращение детскую ложку и маленькую чашку.
- Предоставьте ребенку опыт игр на развитие чувственного восприятия.
- Когда ваш малыш хватает игрушку и ударяет ею, убедитесь, что его большой палец обхватывает игрушку, а не подоткнут к ладони.

2-4 года
- Обеспечьте вашего ребенка игрушками, которые можно разбирать и собирать.
- Предоставьте ему игрушки с частями, которые вставляются в отверстия, выемки, прорези (например, паззлы и наборы для сортировки форм).










 
Сортер с колышками
Производитель:
GoGo
1938 .–










- Протягивайте вашему малышу маленькие предметы, чтобы он пытался взять их указательным и большим пальцами (пинцетный захват).
- Используйте занятия с большими кубиками и доской со штырьками и отверстиями, чтобы стимулировать захват щепотью и чтобы ребенок научился аккуратно отпускать предметы (например, вставлять штырьки в отверстия, строить башенки из кубиков). Можно купить, например, игрушку "Стучалка".










- Предоставьте ребенку возможности для сенсорной игры.
- Дайте вашему малышу фломастеры, мелки и т.д., чтобы он выражал себя на бумаге.
- Пусть малыш поэкспериментирует с ножницами. Покажите правильный захват, но, возможно, ваш ребенок еще не готов держать ножницы должным образом.
- Используйте такие повседневные занятия, во время которых ваш ребенок должен держать предметы в ладони (например, наливайте ему в ладонь мыло, шампунь, насыпайте витамины).
- Предоставьте вашему ребенку игрушки, которыми можно манипулировать (например, "Дупло").










- Побуждайте вашего малыша принимать как можно больше участия в одевании.
- Научите вашего ребенка зачерпывать ложкой, пить из чашки и ставить ее на место после питья.
- Наливайте жидкости в ванну или раковину и насыпайте сухие продукты.
- Пойте песни и рассказывайте стихи, которые сопровождаются движениями (например, "Мишка косолапый". - Sunchildren).
- Организуйте занятия на отталкивание и подтягивание на руках (например, лазайте, толкайте игрушки на колесиках).

5-8 лет.
- Пойте песни, которые требуют движений отдельными пальцами (см. пальчиковые игры).
- Побуждайте вашего ребенка держать фломастер или карандаш в руке, используя захват щепотью.
- Занимайтесь рисованием, подготовкой к письму печатными буквами и самим письмом печатными буквами за мольбертом и за столом.










- Давайте вашему ребенку простые задания на подбор, раскрашивание, соединение точек, поиск выхода из лабиринта.
- Лейте жидкости из маленького кувшина или сыпьте вместе с ним сухие продукты.
- Побуждайте вашего ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться, в том числе застегивать молнии и пуговицы.
- Побуждайте ребенка брать в руку и опускать маленькие предметы в определенное место (например, монетки в копилку).
- Побуждайте ребенка держать ножницы, располагая кисть в среднем положении, большой палец сверху, призывайте его резать, перерезать узкие полоски и т.д.
- Организуйте занятия на укрепление пинцетного захвата (используя для этого, например, прищепки для белья, занятия с пластилином).
- Давайте ребенку задания, которые нужно выполнять обеими руками, и игрушки, требующие манипуляций руками (например, нанизывание бусин, занятия с конструкторами "Дупло" и "Лего").
- Когда ваш ребенок будет готов, покажите ему, как писать на бумаге в линейку и в рабочей тетради.

9-12 лет.
- Побуждайте вашего ребенку участвовать в работе по дому (например, подметать пол, чистить пылесосом, складывать белье и т.п.).
- Обеспечьте его занятиями на развитие двусторонней координации рук, требующих мелких движений пальцев и запястий (например, занятия с наборами наклеек-стикеров, рисованием по трафарету, складыванием бумаги, как при изготовлении бумажного самолетика).









 









- Предлагайте ему занятия, требующие движений отдельных пальцев, как в случае работы с компьютерной клавиатурой, клавишами пианино или дырочками блок-флейты.
- Побуждайте вашего ребенка держать вилку, используя более зрелый захват, а также резать и намазывать ножом.
- Побуждайте ребенка наливать напитки.
- Побуждайте вашего ребенка брать маленькие предметы по одному и складывать их в ладонь.
- Побуждайте ребенка развивать силу и контроль над пинцетным захватом, применяя чертежные кнопки и большие канцелярские скрепки.
- Помогайте ему выбирать одежду и самому застегивать молнии и пуговицы.
- Побуждайте ребенка одеваться самостоятельно.
- Поддерживайте его попытки писать печатными буквами и, если он готов к этому, начните выполнять подготовительные упражнения к письму.
- Помогите вашему ребенку организовать полезные занятия для отдыха. Пусть ребенок участвует в общественных программах (лагерь, занятия ремеслами), учится общаться по телефону, занимается спортом (особенно хороши плавание и гимнастика, для занятий борьбой и подобными видами спорта детям с СД надо предварительно провести обследование шейного отдела позвоночника, чтобы исключить возможную атлантоосевую нестабильность). Держите дома принадлежности для творческих игр (изобразительных искусств и ремесел), сейчас продается много таких наборов: нанизывание декоративных бусин, изготовление фоторамок или венков, работа со штампами или самодельными штампиками из овощей; наклейки, аппликации, моделирование кормушек для птиц, копирование методом притирания - все эти игры хороши не только для самореализации и развития воображения, но и для развития навыков мелкой моторики.








 










- Играйте в игры, требующие движений пальцами и управления ими (пальчиковые игры типа "Кулачки-ладошки", "Камушек-солнышко-забор", "Мы капустку режем-режем...", "Пальчик-мальчик, где ты был" и др.).

На главную
Страница о мелкой моторике на нашем сайте
О работе с пальчиковыми красками
Ресурсы: книги, методики
Ссылки общего характера на сайты о развитии детей
Статья о мелкой моторике на сайте Марины Чаплыгиной
Пособие по развитию мелкой моторики
Игрушки для развития мелкой моторики
Вещи, которые помогут вам развивать ребенка (автор Ольга Макарова)
Методическая статья по развитию мелкой моторики у детей с синдромом Дауна - на ресурсе "Центр развития"

Книги в Интернет-магазине "Озон.ру"

Е.Ю. Тимофеева, Е.И. Чернова. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. - на Озон.ру

Игры на развитие мелкой моторики (набор из 20 карточек)
Татьяна Ткаченко. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики
Татьяна Ткаченко. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования


Напишите нам
На ГЛАВНУЮ