Главная: Солнечные дети: Синдром Дауна
 
Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Прагматика, или как мы общаемся.


(с) Kumin, Libby (Ph.D., CCC-SLP) Early Communication Skills for Children with Down Syndrome. A Guide for Parents and Professionals. Woodbine House, 2003. Книга предоставлена Натальей Баженовой.
(с) Перевод, реферирование Ольги Лисенковой.
При перепечатке ссылка на солнечные-дети.рф\ sunchildren.narod.ru обязательна.

В понятие прагматических навыков входят навыки, необходимые для достижения практических целей общения. К ним относятся как несловесные, невербальные (например, выражение лица, использование жестов), так и языковые умения (умение переспросить собеседника, попросить что-то, умение изменять свою речь в зависимости от ситуации, от того, с кем именно разговаривает ребенок, и т.п.).
Рассмотрим эти навыки и их роль в общении с ребенком с синдромом Дауна подробнее.

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Использование жестов (в лингвистике это называется кинесика)
К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.
Здесь имеется в виду использование таких жестов и пантомимических движений, которые понятны всем говорящим на данном языке, в данной стране (а не употребление специально придуманных вами для вашего ребенка жестов в качестве поддерживающей коммуникации).
Как пример можно привести пожатие плечами – «не знаю», поднятие большого пальца кверху – «супер», помахивание рукой – «пока», кивание в знак согласия и качание головой в знак несогласия, подзывание жестом к себе, указывание пальцем (рукой) на объект и так далее. Следует помнить, что подобные жесты являются частью культуры, что в других странах те же жесты могут иметь совершенно другое, и даже противоположное, значение.
Жесты осваиваются ребенком через имитацию, повторение. Обычно дети начинают использовать жесты довольно рано, первый жест зачастую – это когда они протягивают к вам ручки, чтобы их взяли на руки.
Как правило, дети с синдромом Дауна осваивают жесты довольно легко и используют их правильно и широко.
Если ребенок с синдромом Дауна не пользуется подобными жестами, даже не указывает пальцем, к возрасту трех лет, вам нужно обратиться к специалистам для уточнения диагноза. Возможно, в вашем случае на синдром Дауна наложился аутизм, либо у ребенка слишком низкое зрение и т.п. (Вас должно насторожить, если ребенок избегает смотреть вам в глаза, не хочет общаться с окружающими, не может научиться соблюдать очередность.)
Как можно тренировать этот блок навыков дома?
Поиграйте в игру «Покажи мне». Задавайте ребенку вопросы и побуждайте его отвечать с помощью жестов. Где твоя машинка? Хочешь в зоопарк? Если ребенок уже способен сам задавать вопросы, спрашивайте и отвечайте по очереди.
С более старшим ребенком можно поиграть в игру «Да, нет, не знаю» - только эти ответы должны быть даны с помощью кивка, мотания головой либо пожимания плечами. Подключайте к играм сестер и братьев особого ребенка, превращайте эту игру не в упражнение, а в забаву. Можно задавать смешные вопросы, например, «Ты банан?».
Поиграйте в игру «Где …?», тренируя указательный жест. Спрашивайте у ребенка, где холодильник, телефон и так далее. С младшими детьми имеет смысл играть, указывая на предметы в непосредственной близости, в комнате вокруг вас; с более старшими можно разглядывать картинки с изображением интерьеров и пр. Младшие дети могут указывать всей рукой, указательным пальцем или средним пальцем. Поначалу можно не обращать внимания на это, а затем, когда ребенок поймет смысл игры, побуждайте его использовать указательный палец.
К указыванию (в лингвистической прагматике – дейксис) относится целый ряд понятий, который ребенок постепенно осваивает: я и ты, здесь и там, тогда и теперь.

Как близко стоять к другому человеку, можно ли его трогать (проксемика)
Проксемика объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления. Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т. д.), которая рассматривается в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения.
Вам нужно будет научить вашего ребенка тому, что принято, а что не принято делать в этой стране. Например, насколько близко можно стоять к незнакомому человеку во время разговора, насколько допустимо трогать его, обнимать, целовать; как здороваются женщины, как мужчины. В разных странах приняты разные обычаи, в некоторых странах женщины обязательно целуют друг друга в щеку, например.
Вам придется объяснять ребенку с синдромом Дауна «правила игры». Так, обратите его внимание на то, что папа и его друг пожимают друг другу руки при встрече, а мама при встрече обычно обнимает тетю Аню.
Обычно у детей с синдромом Дауна возникают небольшие проблемы с этим аспектом общения. Дети могут кинуться к незнакомцу, обнять и поцеловать его. Если со стороны малыша это очень мило, то со стороны подростка может уже напугать и оттолкнуть незнакомых людей. Поэтому нужно уделять этому особое внимание с самого раннего детства.
Очертите круг самых близких людей, которых можно целовать и обнимать, круг хороших знакомых, которым достаточно пожать руку, и круг дальних знакомых и незнакомых людей, которых трогать нельзя. Можно нарисовать для ребенка эти круги, потренироваться с ним в игровых ситуациях. Разыгрывайте с ребенком сценки, например, «Представь, что мы пришли в Макдональдс, что мы будем делать». Можно наклеить вырезанные из фотографий лица близких друзей на соломинки для коктейлей, получатся своеобразные куколки, с которыми можно разыгрывать маленькие спектакли.

Контакт глаз
Во многих культурах принято смотреть друг другу в глаза при разговоре. Учите ребенка это делать с младенчества. Старайтесь добиваться взгляда глаза в глаза, когда вы с ним общаетесь.

Выражение лица
Согласно лингвистическим исследованиям, через выражение лица передается до 38% информации! Выражения счастья, горя и гнева, как правило, интернациональны, понятны и однозначно трактуются людьми любой национальности.
Дети с синдромом Дауна рано учатся расшифровывать выражения лица окружающих и, как правило, проявляют чуткость к их эмоциональным состояниям. Однако и в этом необходима тренировка (заодно вы будете расширять словарный запас малыша).
Комментируйте выражение лица ребенка, называйте его эмоцию словом. Например, «ты улыбаешься, ты доволен, тебе нравится кататься на велосипеде» или «тебе грустно, ты расстроен».
Подберите фотографии, компьютерные смайлики или сами нарисуйте смешные рожицы с различными выражениями лица, отражающими различные эмоции. Обсудите с ребенком, как можно назвать эти эмоции.
Поиграйте с ребенком перед зеркалом: корчите рожицы и комментируйте эмоции, которые вы пытаетесь выразить.
Подберите фотографии членов семьи с разными выражениями лица, обсудите их с ребенком: «Бабушка здесь расстроена, она потеряла очки», «Миша на этой фотографии боится, он испугался».

ВЕРБАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Многие навыки, необходимые для успешного общения, обсуждались в предыдущих частях материала по книге Л.Кумин (см. ссылки ниже, части 1-5). Так, сюда относятся умение соблюдать очередность, сложности с подбором слов и построением предложений и т.п.

Достижение цели общения – успешность коммуникации
Цель общения – это то, чего хочет добиться говорящий; иными словами, это то, что он хочет передать или внушить слушающему, то, к чему он хочет его побудить. Говорящего может поджидать успех (его поняли правильно) или неудача (его не поняли).

Говорящий может хотеть выразить:
- просьбу;
- приветствие;
- доброе отношение к слушающему;
- протест;
- как-то повлиять на окружение;
- запросить информацию.


Продумайте, как научить вашего ребенка с синдромом Дауна выражать эти типичные желания.
Обыгрывайте их в повседневной жизни.

Возьмем для примера выражение просьбы. «Смотри, наша киска мяукает. Она чего-то хочет. Чего ты хочешь, киска? Ты хочешь сказать: Дай молока». Выделяйте важные слова интонационно, повторяйте их много раз: «Дай, дай. Киска просит: Дай молока».
Пока ребенок слишком мал, чтобы говорить, обращайте внимание на то, куда он смотрит, он может выражать просьбу взглядом.
Когда малыш подрастет, учите его указывать пальцем на то, чего он хочет. Например, он смотрит на мишку, который сидит высоко на полке. Возьмите руку ребенка в свою, отогните пальчик и покажите им на мишку, приговаривая: «Ты хочешь мишку? Вот мишка. Покажи, что ты хочешь? Мишку, ты говоришь: дай мишку». После этого дайте ребенку игрушку.
Разумеется, вы будете учить более старшего ребенка также использовать слово «пожалуйста».
Когда ребенок освоит простейшие формы выражения желания/просьбы, подумайте о том, какие еще формулировки ему пригодятся. Возможно, это будут такие фразы как «Я хочу…», «Можно мне (еще)…».
Учтите, что ребенку придется просить не только о том, чтобы ему что-то ДАЛИ, но и о помощи в более сложных ситуациях. Какие ему понадобятся фразы? (Например, «Помогите мне, пожалуйста, (найти)…»).
Создавайте для ребенка ситуации, в которых ему придется попросить вас о чем-то.

Во многих ситуациях можно расписать почти что дословный «сценарий» того, как будут развиваться события, что должен будет сказать ребенок. Мы всегда начинаем разговор со слов «привет» или «здравствуйте», заканчиваем словами «пока» или «до свидания». После приветствия обычно спрашивают «как дела», и на это ребенок всегда может сказать «хорошо (спасибо)» или «нормально» и спросить «а у вас?», «А у тебя?» или «а ты как?». Разумеется, вы не забудете, что малыша надо учить говорить «спасибо» и «пожалуйста», и он со временем освоит этот навык. Ребенка с синдромом Дауна успокаивает подобная стабильность, она придает ему уверенности в себе и в собственной способности общаться.

Варьирование речи в зависимости от ситуации – стилистика, стиль речи
Ребенок постепенно учится тому, что с близкими и с незнакомыми людьми мы говорим по-разному, что существуют неформальные и формальные отношения.
В этой области детям нужна практика – и еще раз практика. Главный инструмент – это реальные ситуации и ролевые игры дома.
Старайтесь «подстелить соломку» заранее. Еще до визита гостей разыграйте с ребенком, лучше неоднократно, ситуации, которые точно возникнут. Как надо поздороваться со сверстником? А с его мамой, бабушкой? Как ребенку, если он гость, попросить хозяйку дать ему еще лимонада?
Подходите к делу творчески, используйте костюмы и декорации, ребенку это понравится. Можно играть и в «кукольный театр», используя игрушки.
Подсказывайте ребенку, что именно и как говорить, не ожидайте, что он сразу все сделает правильно. Ваша цель – научить ребенка, натренировать его, чтобы в дальнейшем он чувствовал себя увереннее. Не забывайте хвалить ребенка.
Читайте с ним книги, где обсуждается ситуация, над которой вы сейчас работаете. Не забывайте выделить важные моменты: «Вот зайчик пришел в гости к мишке, он здоровается, он говорит: Привет».
Можно использовать картинки, диафильмы, побуждая ребенка подсказывать персонажу, что говорить. Приобрести диафильмы можно, например, здесь.

Тема разговора
Как говорилось выше, детям с синдромом Дауна обычно сложнее придерживаться темы разговора, они склонны «скакать» с предмета на предмет. Это свойственно и обычным детям, но, как всегда, особым детям придется уделить этому внимание отдельно.
Тренируйте с ребенком это умение. Например, сходив в зоопарк, обсудите с ребенком, как он станет рассказывать об этом папе. Задавайте наводящие вопросы. Как мы туда добрались? Что ты там видел? Поскольку детям с синдромом Дауна легче опираться на зрительные стимулы, приготовьте для рассказа фотографии.
Затем можно смешать фотографии из зоопарка и фотографии из похода в кафе. Предложите ребенку рассортировать фото по темам, например, по разным коробкам из-под обуви.
Включайте тренировки в повседневную жизнь. Например, готовьте с ребенком фруктовый салат и перечисляйте фрукты, которые вы туда кладете. Подчеркните, что это фрукты, что вы не станете класть во фруктовый салат сыр или колбасу, ведь это не фрукт.
Хорошо помогает ребенку освоиться с категориями предметов игра в тематические лото.
Рассортируйте для себя предметы по темам, которым вы будете уделять внимание; например, сложите в отдельную пластиковую коробку или в яркое ведро книжки, где рассказывается о море, плавании, пляже, положите туда же солнечные очки, пляжный мяч, резиновые шлепанцы, полотенце, купальник, куколку в купальнике, совок и ведерко, ракушки… Создайте такие «наборы» для зимы, для осени, сделайте шкатулку с нитями, бусинами и макаронами для низания бус, сложите в коробку все, что связано с кошкой или собакой, и так далее.
В повседневной жизни много возможностей для тренировки. Например, отправляясь с ребенком в супермаркет, заранее обсудите, что вы будете там делать и что вы там увидите. Прогуливаясь по магазину, обсуждайте, что вы делаете и что вы видите. Если вам разрешат, можете сделать несколько фотографий. Затем эти фотографии помогут вам еще раз проговорить с ребенком, что вы делали и видели, что вы купили, как вы добрались до дома с покупками. Можно написать целый рассказ о своем путешествии.
Задавайте ребенку вопросы, побуждайте его высказываться о том, что происходит в его жизни, расспрашивайте о деталях (а во что вы играли на детской площадке? А как была одета Маша?).

Переспрос и уточнение
Необходимо научить ребенка переспрашивать, что ему непонятно. Поначалу это будет простейший способ («Что?»), но затем вы должны продумать, как научить его переспрашивать именно о том аспекте сказанного, что он не понял, и как делать это вежливо. Это особенно важно, т.к. у детей с синдромом Дауна, как упоминалось выше, слуховая память обычно слабее, чем зрительная, и воспринимать им что-то на слух гораздо тяжелее.
Потренируйте с ребенком и этот навык, давайте ему модель для подражания. Например, попросите его «дать вам … это». Видя, что малыш не понял, что именно вы просите, подскажите ему: «Ты не понял? Спроси: «Что тебе дать?»». Учите его также выдвигать предположения: «Что тебе дать, телефон?».
Иногда притворяйтесь, что не поняли ребенка, например, если он просит «еще», имея в виду сок, положите ему еще каши. Потом уточните, что именно он хотел сказать.

Прагматика всегда связана с ситуацией речи. Например, если вы говорите «Чай такой холодный», вы можете таким образом выразить критику (холодно, вы хотели бы горячего чаю) или похвалу (жарко, так приятно выпить чего-нибудь холодненького).
Понятие ситуации речи включает множество факторов.
Значит, вам нужно всегда анализировать, в какой ситуации окажется ваш ребенок, и заранее помогать ему представить себе ситуацию, выбрать языковые и невербальные средства, которые ему понадобятся.
Так, отдавая ребенка в школу, постарайтесь рассказать ему, что его ждет; научить общаться с учительницей (вежливо, формально). Обсудите, какие предметы он увидит в классной комнате, как с ними обращаться. Какие вопросы ему, скорее всего, зададут, и как на них отвечать. Продумайте, какие команды, скорее всего, услышит ваш ребенок – «откройте книжки», «закройте книжки», «достаньте тетрадь», «уберите тетрадь», «возьмите ручку», «возьмите карандаш» и так далее. Научите его проситься выйти в туалет, поднимать руку, чтобы обратить на себя внимание, и пр. Вначале и вам, и ребенку придется нелегко, но потом он поймет, что все построено на повторяющихся режимных моментах.

Заключение


Общение помогает нам существовать в обществе, но это не обязательно общение с помощью речи. Дети с синдромом Дауна осваивают навыки общения, начиная с младенчества, когда учатся смотреть родителям в глаза, отвечают улыбкой на добрый взгляд, потом протягивают ручки к маме или отталкивают ненужную бутылочку.
Все дети с синдромом Дауна обладают различными способностями к освоению речи. Некоторым это дается относительно легко, некоторым – очень трудно. Немалую роль здесь играют врожденные факторы (см. начало материала по книге Л.Кумин, часть 1: Особенности детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на развитие речи). Однако не существует такого понятия, как «речь человека с синдромом Дауна» - все трудности или проблемы, отмечающиеся при освоении речи ребенком с синдромом Дауна, знакомы логопедам и дефектологам и по работе с обычными детьми.
Родителям ребенка с синдромом Дауна необходимо как можно раньше осознать, что их малыш, скорее всего, заговорит позже, и что ему понадобится для этого дополнительная помощь. Вам не нужно чрезмерно полагаться на помощь специалистов, ведь именно вы находитесь с ребенком 24 часа в сутки и можете постепенно давать ему нужные модели, поощрять его за успехи и корректировать ошибки. Не выделяйте для занятий отдельные часы, просто ведите себя соответствующим образом все время, общаясь с ребенком.
Будьте терпеливы, помните об особенностях своего ребенка. Результат обязательно будет, но, возможно, не сразу.
Следуйте за желаниями и инициативой ребенка, старайтесь говорить о том, что ему интересно.
Не забывайте о том, что малышу нужно предоставлять много впечатлений, чтобы ему было что сказать. Старайтесь, чтобы его жизнь была наполнена разнообразными впечатлениями и ситуациями.
Продумывайте, как именно вы можете помочь вашему ребенку, анализируйте возникающие трудности. Убедитесь, что проблемы со здоровьем, которые могут оказывать влияние на развитие речи, так или иначе решаются. Выделите проблемные области в плане сенсорики, которым вам придется уделять больше внимания.
Старайтесь сделать так, чтобы у ребенка постоянно было желание общаться, говорить, выражать себя. Для этого его должны окружать любящие люди, стремящиеся понять его.



На главную
Начало материала по книге Л.Кумин, часть 1: Особенности детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на развитие речи
Продолжение материала по книге Л.Кумин, часть 2: Стимуляция детей от 0 до 6-8 месяцев: развитие навыков, необходимых для речи
Продолжение материала по книге Л.Кумин, часть 3: Стадия одного слова. Альтернативные/ вспомогательные системы общения.
Продолжение материала по книге Л.Кумин, часть 4: Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Стадия словосочетаний и предложений из 2-3 слов
Продолжение материала по книге Л.Кумин, часть 5: Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Понятность речи.
Новая страница - Обзор имеющихся в продаже книг по подготовке к школе детей с синдромом Дауна и занятиям в системе коррекционного обучения.
Напишите мне


Книги в Интернет-магазине ОЗОН
Развитие речи. От первых звуков до сложных фраз. Елена Ляксо Развитие речи. От первых звуков до сложных фраз. Елена Ляксо
 
Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений. Анатолий Зикеев Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений. Анатолий Зикеев
 
Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Валентина Воробьева Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Валентина Воробьева
 
Книга "Карта развития дошкольника с задержкой психического развития" Книга "Карта развития дошкольника с задержкой психического развития"
 
Книга "Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста" Книга "Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста"