Главная: Солнечные дети: Синдром Дауна Ребенок с синдромом Дауна. Есть ли надежда?...

Новая книга Ромены Августовой появилась на складе в Лабиринте.
В начале было слово. Авторский метод по обучению речи детей с трудностями развития

 

Журнал "Детский дом", №1, октябрь-декабрь 2001

Статья о Ромене Теодоровне Августовой

"Мой сын до двух с половиной лет не говорил, не издавал даже звуков. С диагнозом гипертеизионно-гидроцефальный синдром и задержка психомоторного развития нас направили в детскую консультативную неврологическую поликлинику. Там мы узнали, что наш ребенок бесперспективный. И тогда на наше счастье мы попали к Ромене Теодоровне Августовой. Через несколько месяцев Иван говорил. А когда ему исполнилось три с половиной года, то логопед в районной поликлинике дал заключение, что речевое развитие ребенка соответствует возрасту. Занимаясь по методу Ромены Теодоровны мой "бесперспективный" сын уже в четыре года мог читать по слогам",-- пишет мать Вани Сиденко.

"Раньше, занимаясь со своим сыном, я выходила из терпения, у меня опускались руки. Ситуация казалась тупиковой, и про себя я, мать, твердила то, что стало общепринятым штампом в отношении детей с синдромом Дауна, - "необучаемый". Но назавтра, придя к нашей учительнице, на все свои вопросы я получала спокойный четкий ответ. На моих глазах происходит чудо. Она виртуозно находит выход из любого самого сложного положения. Мне кажется, я присутствую на каком-то необыкновенном спектакле. Она может так пояснить ребенку обыкновенную картинку в книжке, что кажется, будто там нарисован какой-то шедевр. Грише пять лет. Еще два года назад он говорил всего несколько слов. Сейчас он читает, свободно изъясняется, знает наизусть много стихов", -- это отрывок из письма Гришиной мамы.

Таких отзывов десятки. Мальчик-гидроцефал, девочка-олигофрен, заикающиеся дети, ребенок с церебральным параличом. Роменой Теодоровной Августовой разработана специальная методика развития и обучения таких детей, с ее помощью дети, которых принято считать "необучаемыми", обретают возможность говорить. Кроме того, эти дети легко осваивают чтение. Обучаться, в соответствии с методикой, они начинают в три года и иной раз обгоняют нормальных сверстников. Метод этот известен пока единицам, как и его автор, но в августе нынешнего года издательство "Олимп" выпустило книгу Р.Т. Августовой "Говори! Ты это можешь" с подробным описанием методики занятий с детьми-инвалидами. Она даст возможность "творить чудеса" самим родителям, воспитателям и педагогам.

Мы попросили Ромену Теодоровну рассказать о своем методе работы с детьми, поделиться своими мыслями по поводу проблемы, которая для многих сегодня кажется неразрешимой - ребенок с синдромом Дауна.

"Я собственными глазами видела врачей, которые заявляют: "Даун - это не человек. Эти дети необучаемы. Это крест на всю жизнь. Мы настойчиво советуем родителям отдавать их в спецучреждения". При этом упор делается на то, что в спецучреждениях этим детям будет обеспечен надлежащий уход. Врачи ведь не настолько наивны. Главное - избавиться от креста, подальше от забот. По телевидению как-то показали такое спецучреждение. В интернате нянечки сбиваются с ног, педагогов не хватает, они еле-еле сводят концы с концами, получая зарплату, совсем не соответствующую затрачиваемым усилиям. Не все могут понять, что человеческая жизнь, какая бы они ни была, -- это то, что дано нам свыше, и никто не вправе не считаться с этим. Мне часто приходилось слышать вопрос, относящийся к даунам: "А почему их не убивают?" И вопрос этот задают вполне нормальные люди, не злодеи, не человеконенавистники. Войдите в любой храм на Пасху. И стар, и млад заполняют его. Все стали сейчас христианами. Но христиане ли они по свои помыслам? Ведь одна из первых заповедей христиан - не убий! А что можно сказать об учительнице, которая на уроке в присутствии мальчика, у которого брат --даун, заявляет: "Даунов надо убивать". А вот пятилетний мальчик пришел с мамой в поликлинику. Он все понимает, говорит и даже читает. "Ну, я такого никогда бы не взяла", -- громко, с большой экспрессией заявляет медсестра, обращаясь к матери мальчика. Приятно слышать. Особенно ребенку.

А ведь даун - это не приговор! Если умственная отсталость ребенка не выходит за норму при данной патологии, а это явление редкое - его можно научить говорить, читать, логически рассуждать еще в дошкольном возрасте.

Они просто нуждаются в толчке, в разблокировании "проводящих путей" - назовем это так. Сначала это действительно трудно. На этом этапе все зависит от педагога, который будет обучать и, безусловно, от родителей, которые должны будут стать правой рукой этого педагога. От их целеустремленности и настойчивости.

Дети с синдромом Дауна очень эмоциональны, у них прекрасная память - пусть вас не вводит в заблуждение некая маска, словно застывшая, на лице ребенка, как бы выражающая недоумение.

Много, очень много хорошего добрый человек может открыть для себя в этих детях.

В процессе обучения в каждом ребенке обнаруживается нечто особенное. Вопреки существующим воззрениям, я без преувеличения могу сказать - каждый из них - личность. Они добры, ласковы, обаятельны, все без исключения артистичны и музыкальны. Роковая хромосома обусловливает эти качества - выходит так. Здесь есть над чем задуматься.

Ко мне приходят дети, которым иной раз нет еще и трех лет. Ребенок бегает по комнате, хватает то одно, то другое, ни на чем не в состоянии не только сосредоточиться, но даже просто задержать взгляд. Это "Шустрики".

"Мямлики" сидят неподвижно, с отсутствующим взглядом, вцепившись во что-нибудь одно - в игрушечного мишку, в паровозик, которых, впрочем, тоже как будто и не видят. И такого ребенка не просто развлекать, занимать, успокаивать. Его нужно учить выполнять ваши требования. И выполнять охотно
- это часто самое трудное.

"Труден первый шаг и скучен первый путь" - как сказал А.С. Пушкин. Но обязательно приходит время, когда ребенок обнаруживает скрытые в нем возможности. Каждого ребенка, ибо никакого отбора я не произвожу, не разделяю на детей обучаемых и необучаемых. Я могу с абсолютной уверенностью сказать: в работе с этими детьми можно добиваться очень хороших результатов. Они обучаемы. И результаты бывают удивительные! И чтобы не быть голословной, приведу вам примеры.

Это письма, продиктованные ребенком с синдромом Дауна.

Он начал заниматься в 3,5 года, знал три слова "мама", "дай", "папа". Гриша переписывается с мальчиком Васей, страдающим детским церебральным параличом.

`Здравствуй, Вася! Обычно пишем про погоду. Погода у нас сегодня не очень хорошая. Солнышко не видно, не блестит на небе. Надо одеваться тепло. Сегодня шел снег и еще будет. Весны нам никак не дождаться. На небе серые тучки. Папа наш выходной сегодня. Мы завтракали, нам папа читал, мы слушали кассету "веселая компания". Дальше я занимался, потом стал
собираться к Ромене Теодоровне. Я выпил живую воду, которую мама нам всегда дает. На урок папа Саша поехал со мной. Маша не хочет, чтобы мама уезжала. В детский сад мы не ходим, потому что Никита заболел, чихает. Он вместе с Машей сидит за столом. Он лежал в кровати, потому что у него температура, нельзя вставать. Вася, ты выздоровел или нет? Не болей, Вася, мой дружок. Не болей, пожалуйста, я тебя очень прошу. Но когда ты приедешь, должен прийти сию минуту. Я хочу познакомиться, пообщаться. Я не буду тебя обижать, Васька. До свидания, Вася. Желаю тебе, чтобы ты не болел, чтобы ты выздоровел, ходил в школу. Привет твоей маме и бабушке".

Письмо оканчивается так: "Писала Ромена Теодоровна, а диктовал я, Гриша"`.

"Здравствуй Вася!
Пишет тебе мама Лена, а диктую я, Гриша. Я хочу тебе Вася рассказать про вчерашний день. А вчера у Маши был день рождения. Маша - это такая девочка с косичками и с голубыми сияющими глазами. У нее есть голубые заколочки. Она мне сестра, а я ей брат. Вчера ей исполнилось пять лет.С утра мы встали, умылись, оделись, завтракали и отправились в дельфинарий. Нам показывали дельфинов. Они перепрыгивали через кольца, ловили мячи и приносили их обратно тренеру. Они громко кричали, как будто пели песню. Тренер катался на спине дельфина. Он стоял, а дельфин мчался вперед. Это было очень удивительно! После представления все: мама, папа, я и Маша фотографировать с дельфином. Я его трогал. Он был мокрым.
Вася, а ты знаешь, я могу прислать тебе эту фотографию.
Потом мы катались на аттракционах, на поезде. Один мальчик плакал навзрыд. И его высадили, а поезд поехал дальше. Я нажимал на кнопки, и раздавался сигнал. Потом мы поехали в кафе. Мы там кушали картошку, бутерброды и пили сок. Потом поехали домой поздравлять Машу с днем рождения. Мы ей подарили подарки: куклу, собачку, много книг. Маше очень понравилось все. А я ей говорил всякие пожелания. Потом бабушка приезжала, пижаму и петушка подарила. Потом тетя Таня с Алешей приходили и подарили ей кассеты: про Незнайку, про Нильса и про какую-то мышь. Потом мы веселились, играли, кушали, смотрели мультфильм про Незнайку. Потом пришел папа, а за папой Наташа, а за Наташей Дима. Мы сидели за праздничным столом. Мы погасили свет, а Маша задувала свечи на торте. Их было пять. Потом мы легли спать.
Вася, когда у тебя будет день рождения? А у меня будет зимой, я, Вася, тебя приглашаю на мой день рождения.
До свидания, Вася, Желаю тебе, чтобы ты не болел и хорошо учился в школе".

Вот как Ваня Алексеев в возрасте пяти лет пересказывал сказку "О Рыбаке и рыбке". Начал заниматься он в три года, не говорил вообще. Обычно он рассказывает сказку от начала до конца со всеми подробностями, это - один из вариантов.
"Жил старик, почему-то старче. Со своей старухой жил у моря. Рыбку он поймал, рыбку золотую. "Отпусти меня, отпусти, отпусти домой, в седые волны!" Старик отвечает: "Иди спокойно в море или в речку", - и отпустил.
Старуха принялась ругать: отпустил ты рыбку зря, портофиля (простофиля - Р.А.). Зачем ты пришел ко мне без рыбы? Корыто разбитое, не видишь ты?" Пошел обратно старик: "Ры-ы-б-ка! Иди сюда!" Рыбка все сделала. Пришел домой - уже новое корыто. Старуха опять ругает: горшок ты негодный! Скажи: "Дай новую стиральную машину!" Старик идет. Приходит. Море шумит -- надоело ему все это. И поймал маленькую рыбку простую.
Я поправляю: золотую, Ваня.
Он продолжает: Простую. И ее скушал. Поджарил и съел. Вот и все.
Я: Ну, хорошо, а золотая-то куда делась?
Ваня (подумав): В следующий раз придет".

На мальчике по имени Саркис жирный крест был поставлен всеми теми, кто пытался с ним заниматься. В шесть лет он не только не говорил, но и не понимал ни единого слова. Не в состоянии был выполнить ни одной, самой простой просьбы, не знал, ни где мама, ни где папа, ни где он сам. Посмотрели бы вы на него сейчас! Это живой, смышленый, общительный, темпераментный мальчик, слова сыплются из его рта, как горох из порванного мешка. А как он рисует! Вот вам и необучаемый.

У нас дауны - изгои, а где-нибудь в Англии эти люди стоят на остановке с ракетками, с мячами и оживленно переговариваются, спеша в свой клуб, в бассейн, в кафе, куда угодно. У нас они постоянно чувствуют свою неполноценность из-за отношения к ним окружающих. Дауны - очень чуткие дети. Очень рано они начинают понимать, что они не такие, как все, уходят в себя, замыкаются, опасаются быть непонятыми и осмеянными.

Часто задают вопрос: "Может ли ребенок с синдромом Дауна ходить в нормальную школу?"
Весь вопрос в том, для чего мы его туда отдаем. Конечно, совершенно необходимо интегрировать его в среду нормальных детей. Совершенно необходимо изменить общественное мнение по поводу даунов. Дети с синдромом Дауна должны иметь равные права наряду со всеми другими детьми. В первую очередь - право на любовь, на признание и уважение их человеческого достоинства. Если такой ребенок может учиться с нормальными детьми, не отставая от них, тогда в чем заключается проблема? Ко времени поступления в школу ребенок-даун, как правило, не может соответствовать по своему развитию нормальным детям. Выправить его, приблизить к нормальному уровню - задача многих лет, т она осуществляется особыми приемами. Не могут дети-дауны учиться в одном режиме с нормальными детьми. Можно механически переводить неуспевающего ребенка из класса в класс, но разве это выход? Ест еще один аспект этой проблемы. Ребенок испытывает большую психологическую нагрузку, в нем так или иначе закрепляется чувство собственной неполноценности. Мы знаем, как жестоки бывают дети. Но есть еще родители этих детей, которые своими косыми взглядами, преднамеренными или неосторожными высказываниями в адрес даунов, подкрепляют жестокую изобретательность своих детей. Наше общество, на мой взгляд, пока не готово к подобного рода экспериментам.

Р. Белугин


Источник
О книге Ромены Августовой - страница на нашем сайте, ссылки


«Говори! Ты это можешь» (синдром Дауна) (статья о методе Ромены Августовой) (газета "Помоги себе сам")
«Шел я хорошей дорогой» (синдром Дауна) (статья о методе Ромены Августовой) (газета "Помоги себе сам")

Р. Августова. Говори! Ты это можешь. - на Озон.ру
Публикации
На главную