Главная: Солнечные дети: Синдром Дауна
Статьи Джеймса Макдональда о развитии речи у детей с синдромом Дауна

Автор статей: James MacDonald

Проблемы общения детей с синдромом Дауна

Доктор Джеймс Макдоналд пишет:

За более чем 25 лет работы я уделял особое внимание людям с синдромом Дауна. В одной из первых наших программ для родителей (в 1970-е годы) мы добились ошеломляющих успехов при работе с дошкольниками. Проследив за ними впоследствии, я, к несчастью, увидел, что многие из них оказались изолированы от общества и общались намного меньше, чем могли бы по уровню своего развития. Меня это очень опечалило. Теперь я работаю с родителями и пытаюсь донести до них, что очень важно, чтобы эти дети много общались, что само собой это не произойдет.

Я уверен, что родители могут помочь детям с синдромом Дауна многое дать и многое получить в этой жизни, если сумеют:
- регулярно играть с ребенком, быть в его мире;
- научить детей вести себя так, чтобы с ними приятно было играть, еще до того, как научить их прилежно учиться;
- не волноваться о том, поймут ли дети школьные команды, когда они еще не умеют естественным образом общаться в повседневной жизни;
- не ожидать слишком мало и не делать за детей слишком много,
а также не ожидать слишком многого, не давать детям непосильных задач;
- уделять больше внимания мелким достижениям, чем тому, что вы считаете ошибками;
- общаться с ребенком так, как общаются дети – на равных;
- общаться с ним в течение дня, поддерживать диалог;
- следить, чтобы вы получали от ребенка в плане общения не меньше, чем даете ему.

Считается, что дети с синдромом Дауна дружелюбны, общительны, с ними приятно иметь дело. Зачастую это так и есть, особенно в раннем возрасте. Однако я проследил за детьми до 10 лет и сделал неприятное открытие. Некоторые дети, которые в раннем возрасте охотно общались, теперь замкнулись в себе и проявляют некоторые аутистические черты, предпочитая одиночество, повторяют одни и те же слова и жесты, разговаривают сами с собой и чрезмерно реагируют на стимуляцию.
(Примечание Sunchildren: : Аутистические проявления бывают связаны с отравлением организма ребенка глютеном и казеином; заметив навязчивые движения и другие проявления аутизма, обратитесь к специализированным источникам. Не полагайтесь только на советы, данные в этой статье. Прочитайте на нашем сайте три страницы об аутизме и двойном диагнозе "СД+аутизм": первая страница - общая информация, вторая страница - о диете и третья страница о диагностике.
Предлагаем также прочитать тему форума мам деток с синдромом Дауна и аутизмом - вот адрес первой темы, уже закрытой из-за объема накопленного материала, на этом же форуме есть и продолжение.

Когда Кенни было 6 лет, он был пассивен в общении, отвечал односложно и редко инициировал контакты. В 3-4 года он был намного активнее и общительнее. После наблюдений за ним дома и в классе, мы поняли, что он очень послушный ребенок, исполняющий команды и отвечающий на вопросы, но он редко играет с другими или участвует в разговоре, даже если он все понимает. После того, как несколько месяцев мы с родителями и учителями работали над тем, чтобы уменьшить количество вопросов и увеличить время, уделяемое игре, взаимодействию (при этом они комментировали свои действия), Кенни стал более общительным и вновь стал относиться с энтузиазмом к тому, чтобы поделиться тем, что он знает. Получилось так, что семья и учителя Кенни старались научить его понимать и выполнять команды и не учили его тому языку, что требуется для дружбы и разговора.
Вот еще один пример. Мама Мэттью, Бекки, позвонила мне, когда сыну было 8 лет. Ее беспокоило стремление сына уединиться, его разговоры о странных или неважных вещах, навязчивое повторение движений. Мэттью был сравнительно пассивным ребенком, но в 5 лет он больше говорил. Маму очень волновали эти аутистические проявления.
Я понаблюдал за Бекки и Мэттью и увидел, что их отношения имели характер обучения, а не игры. Когда Бекки стала больше играть с сыном, аутистические проявления уменьшились. Она научилась не обращать внимания на неподходящие и странные замечания Мэттью, потому что ее замечания вызывали только обратный эффект. Бекки научила Мэттью комментировать свои действия, ситуацию, и у него стало получаться больше говорить на какую-то тему.

 

Проблемы детей с синдромом Дауна и как их решать

 

(1) Слишком мало общения


Большинство детей с синдромом Дауна общались с меньшим количеством людей, в более короткие промежутки времени, реже и с меньшим количеством видов деятельности, нежели их ровесники. Конечно, уровень развития навыков общения напрямую связан с количеством контактов. Поэтому нужно следить, чтобы дети общались дольше и чаще. Следует увеличить:
1.1. количество контактов с людьми, разговоров;
1.2. продолжительность разговоров – не длину каждого высказывания в отдельности, а чтобы от каждого участника диалога было больше реплик;
1.3. разнообразие видов деятельности;
1.4. количество людей, которые будут сознательно общаться с ребенком.

Я твердо верю в то, что успех в обучении ребенка с синдромом Дауна речи зависит от того, насколько естественными будут подходы.

 

(2) Слишком мало игры в мире ребенка


Хотя многие родители знают, что игры полезны для ребенка, они считают, что лучше всего играть с игрушками. Конечно, ребенок многому может научиться, играя с игрушками в одиночестве, но крайне важно понимать, что общаться он так не научится. Чтобы научиться говорить и научиться общаться, ребенок должен регулярно играть с другими людьми.
 

(3) Слишком много занятий


Часто родителям рекомендуют «болтать все время». Чтобы ребенок научился общаться, ему нужно иметь модель того, что нужно делать, и время, чтобы освоить эту модель. Нередко чрезмерно активное общение только тормозит развитие детей с синдромом Дауна, поскольку им дается крайне мало времени, чтобы самим что-то попробовать сказать.
Обычный разговор выглядит так:

Чарли (показывает на холодильник)
Мама: Ты голоден? Думаю, ты хочешь сока. Больше всего тебе нравится яблочный сок. Ну вот твой сок.

И ребенок пьет сок - возможности попрактиковаться в речи у него не было.

Мы учим таких родителей общаться с ребенком на равных, а потом подождать, что сделает ребенок. Вернемся к примеру с Чарли.
Чарли (показывает на холодильник)
Мама – так же показывает на холодильник и говорит слово «сок», потом ждет, молча глядя на ребенка, ждет от него ответа.
Чарли – снова показывает на холодильник и говорит «оо».
Мама – говорит «оо, сок» и снова ждет.
Чарли снова говорит «оо».
Мама говорит «сок», дает ребенку попить немного сока, забирает и снова ждет.
Чарли говорит «оо».
Мама говорит: «еще сока», дает ему снова отпить и снова ждет.
Чарли говорит «сё».
Мама говорит «еще сок», снова дает ему попить и снова ждет.

И так далее.

Родитель, таким образом, общается так, что ребенок тоже может попробовать это сказать и сделать. И ребенок пробует. Родитель дает ребенку небольшое вознаграждение, затем снова ждет, что сделает ребенок – что угодно из того, что ребенок МОЖЕТ сделать, и показывает ему следующий шаг.
Используйте все возможности и не давайте ребенку сразу всю награду (сок).
Руководствуйтесь правилом «Пусть он еще немножко потрудится» и помните, что каждый разговор – это возможность для общения.

Исследования показывают, что дети с синдромом Дауна зачастую не успевают научиться общаться, т.к. диалог длится слишком мало. Родители считают, что ребенка нужно отпустить, как только он собрался уйти. На самом деле общение должно быть интенсивным, стремитесь каждый раз побольше пообщаться с ребенком.

 

(4) Застревания на стадии «разговора» без слов


Многие родители детей с синдромом Дауна так довольны, что ребенок хоть как-то общается, маленькими словами и жестами, что они на этом успокаиваются. Это хорошее начало, но на этом нельзя останавливаться. Как видно, детям часто просто не нужно разговаривать, чтобы получить желаемое, если родители немедленно отзываются на нечленораздельные звуки и жесты. Если просто немножко подождать, нередко можно увидеть, что ребенок попробует что-то сказать.
 

(5) Незнание, что сказать, о чем говорить


Ребенку нужно перейти от общения на собственном языке к общению на русском языке. Часто ему нужно помочь «перевести» его звук или жест на общепринятый язык. Когда ребенок показывает на что-то, называйте предмет и ждите. Мы играем таким образом с речью, как с мячом.
 

(6) Слишком много инструкций


Родители считают, что важно научить ребенка понимать инструкции, еще до того, как он может сказать что-то, что ему захочется сказать. Я видел детей с синдромом Дауна, знающих алфавит, цифры, цвета и длинный список животных, которых они никогда не увидят, но в то же время у них нет слов для описания повседневных занятий, своих мыслей и чувств, того, о чем им может захотеться поговорить.
Надо в первую очередь научить детей словам для передачи их непосредственного опыта («падать», «обнимать», «мама», «папа», «дай») и словам для того, что они и без слов уже как-то передают (жестами) – «хочу кушать», «возьми на ручки», «обнимать». Это слова, которые знакомы ребенку и важны для него в эмоциональном плане. Поэтому ребенок скорее будет их использовать – у него есть мотивация.
Конечно, ребенок больше может высказать с помощью этих слов, нежели с помощью слов «три», «красный», «бегемот»!
(Примечание Sunchildren: Соглашаясь с автором в принципе, заметим, что учить ребенка различать цвета и животных, например, важно для развития мышления.)

 

(7) Родители поддерживают старые привычки


Многие родители считают, что нельзя игнорировать ребенка, если он просто не может что-то сказать. Вместе с тем, реагируя на неправильное поведение ребенка, вы подпитываете это его поведение. Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок продолжал то, что он делает в данный момент, и достиг большего, чем сейчас? Если да, то уделяйте ему внимание, а если нет (если он балуется, общается жестом вместо слова и т.п.) – то не обращайте на него внимания. Пусть ваше внимание будет для него стимулом.

Оригинал
На главную
На главную для ресурсов
Подражание в обучении речи
Читайте также о методике развития речи Ромены Августовой
Читайте также статью о развитии речи и смежных проблемах

Начало материала по книге Л.Кумин, часть 1. Особенности детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на речь.
Продолжение материала по книге Л.Кумин, часть 2: Стимуляция детей от рождения до первого слова: развитие навыков, необходимых для речи
Часть 3 материала по книге Л.Кумин. Стадия одного слова. Альтернативные / вспомогательные системы общения
Продолжение материала по книге Л.Кумин, часть 4: Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Стадия словосочетаний и предложений из 2-3 слов
Продолжение материала по книге Л.Кумин, часть 5: Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Понятность речи.
Окончание материала по книге Л.Кумин, часть 6: Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Прагматика, или как мы общаемся.
Ресурсы для родителей детей с СД (в т.ч. другие статьи о развитии речи)
Книга "В начале было слово. Авторская методика по обучению речи детей с трудностями развития" Ромена АвгустоваКнига "В начале было слово. Авторская методика по обучению речи детей с трудностями развития" Ромена Августова


Книга "Уроки логопеда. Игры для развития речи" Елена КосиноваКнига "Уроки логопеда. Игры для развития речи" Елена Косинова


Книга "Артикуляционная гимнастика" Т. А. Воробьева, О. И. КрупенчукКнига "Артикуляционная гимнастика" Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук


Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Учебное пособие (+ дидактический материал). Валентина ВоробьеваМетодика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Учебное пособие (+ дидактический материал). Валентина Воробьева


Книга "Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения" И. А. СмирноваКнига "Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения" И. А. Смирнова


Напишите нам