Главная: Солнечные дети: Синдром Дауна
Проблемы развития речи и смежные проблемы

Мальчик на фото, Даниэль, неплохо говорит на 2 языках.

Автор: Libby Kumin, National Down Syndrome Society
Детям с синдромом Дауна обычно трудно научиться понимать речь и говорить. Большинство детей этому все равно научатся, однако надо помнить, что многим детям для этого понадобится помощь логопедов, дефектологов. Им может помочь поначалу язык жестов, картинки, электронно синтезированная речь.

Вопрос: Часты ли у детей с синдромом Дауна проблемы со слухом?
Ответ: В раннем детстве у всех детей нередки ушные инфекции. Но у детей с синдромом Дауна особое строение ушей (короткие и узкие каналы), поэтому они более подвержены накоплению жидкости за барабанной перепонкой. (Это отит среднего уха с эффузией.) В среднем ухе накапливается и воспаляется жидкость, нередко заносится инфекция. Из-за жидкости ребенок начинает хуже слышать и постепенно может терять слух. Ребенка должны наблюдать педиатр и отоларинголог (лор-врач), а также ребенок должен проходить аудиометрию. Первый раз это нужно сделать после рождения и далее каждые 6 месяцев в первые три года жизни и ежегодно с 3 до 12 лет. Лечат таких детей обычно антибиотиками или откачивают жидкость. О проблемах со слухом - на Downsideup.org

Вопрос: Как проблемы со слухом сказываются на речи?
Ответ: Речи мы учимся с помощью слуха, зрения и осязания. Слух крайне важен для речи, и, если жидкость хронически застаивается за барабанной перепонкой, это негативно сказывается и на развитии речи. Само наличие жидкости снижает остроту слуха. Когда дети неотчетливо слышат слова, им трудно соотнести звучащие образы с ситуацией.

Вопрос: Как питание связано с речью?
Ответ: При речи задействованы те же органы, что и при питании и дыхании. Гипотонус (пониженный тонус мышц) мешает питанию и также мешает речи. Дети набираются сил и начинают сосать лучше, тренируя тем самым необходимые для речи органы. Если у вашего ребенка проблемы с сосанием, лучше обратиться к специалисту по вскармливанию, т.к. это поможет в дальнейшем развитию речи.
О питании читайте здесь: Обзор книги Серзов.

Вопрос: Какие еще навыки нужны для речи?
Ответ: Это также навыки имитации звуков, умение соблюдать очередность (тренируется в играх, например, в игре в «прятки»), зрительные навыки – умение концентрироваться на говорящем, на объектах; навыки слуховой концентрации – умение в течение какого-то времени слушать музыку и речь); тактильные навыки – изучение предметов путем обсасывания, облизывания, прикосновений; умение оперировать артикуляторными органами – языком, губами, а также познавательные навыки – знание о постоянстве предметов, понимание причинно-следственной связи и так далее.

Вопрос: Когда мой ребенок скажет первое слово?
Ответ: Дети с синдромом Дауна нередко говорят первые слова между 2 и 3 годами. Возраст, когда будет произнесено первое слово, может быть разным. Первое настоящее слово может быть не словом, а жестом. Дети общаются с самого рождения взглядами, плачем, жестами. У детей есть мотивация общаться таким образом. Многие дети с синдромом Дауна к 10-12 месяцам начинают понимать отношения между словом и объектом. Но обычно в этом возрасте ребенок еще не готов к речи неврологически и с точки зрения умения управлять своими мышцами.

Есть система, объединяющая жесты и речь (посмотрите эту книгу на "Озон.ру"). Когда ребенок еще не умеет разговаривать, но уже хочет передать какую-то мысль, эта система может ему помочь. Взрослый, разговаривая с ребенком, должен применять речь и одновременно показывать определенные жесты. Ребенок таким образом изучает жесты и начинает их применять для обозначения предметов и действий. Многим детям с синдромом Дауна это помогает впоследствии заговорить.
Также хорошая идея – разместить на стенде картинки, чтобы ребенок мог указать на картинку и дать понять, чего он хочет: есть, пить, спать, в туалет и так далее. Это помогает ребенку чувствовать себя намного спокойнее.
Многие дети с синдромом Дауна способны общаться с помощью жестов или картинок задолго до того, как они будут готовы сказать свои первые слова и фразы.

Вопрос: Что могут сделать родители для развития речи своих детей?
Ответ: Родители – те, чью речь дети слышат с самого рождения, поэтому они могут сделать очень многое. Большинство детей учатся говорить именно дома.
Язык – это больше, чем слова. Когда вы учите ребенка какому-то слову, постарайтесь закрепить это знание в игре, показать его через разные каналы восприятия (слуховой, зрительный, тактильный).
Предоставляйте много образцов для подражания, для воспроизведения слова, моделируйте ситуации. Большинству детей с СД нужно большое количество повторений и разных ситуаций, в которых можно употребить данное слово. Повторяйте то, что произносит ваш ребенок, давайте ему образец для подражания.
Используйте реальные предметы и реальные ситуации из повседневной жизни.
Читайте ребенку. Помогите ребенку сформировать понятия о предметах, читая ему о них, показывая ему эти предметы на прогулке.
Не перехватывайте инициативу у ребенка. Если его заинтересовал какой-то человек, событие, предмет, сразу назовите это нужным словом.
Ребенок экспериментирует с отдельными звуками и с последовательностями звуков, потом как-то обозначает маму и папу. Многим детям нравится играть перед зеркалом, там они начинают говорить больше звуков.

Вопрос: Когда начинать работать с логопедом?
Ответ: Можно начинать работать с раннего детства – еще до того, как ребенок начал говорить. Занятия всегда должны проходить в семье. Когда ребенок начал разговаривать, родителям нужно помогать ему расширять словарь и кругозор доступных ему понятий, учить его использовать словосочетания и предложения.


*
Ключ к любым занятиям с ребенком – чтобы ему было интересно. Это же верно и для детей с синдромом Дауна.
В раннем возрасте стимулировать интерес ребенка можно с помощью:
- картинок в ярком цвете;
- мобилей и самолетиков, подвешенных над кроваткой;
- интересных картинок на стенках;
- музыки;
- чтения вслух ребенку;
- разговоров с ребенком более высоким голосом, а также повторяя за ребенком то, что он «говорит».
Устраивайте праздник по поводу каждого маленького и большого достижения ребенка. Ваша реакция покажет ребенку, что он на верном пути.

Обучайте ребенка пошагово, распределяя задачи на более мелкие этапы, часто поощряйте ребенка.


На главную Солнечные дети с синдромом Дауна
Оригинал статьи
Начало материала по книге Л.Кумин, часть 1. Особенности детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на речь.
Продолжение материала по книге Л.Кумин, часть 2: Стимуляция детей от рождения до первого слова: развитие навыков, необходимых для речи
Часть 3 материала по книге Л.Кумин. Стадия одного слова. Альтернативные / вспомогательные системы общения
Продолжение материала по книге Л.Кумин, часть 4: Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Стадия словосочетаний и предложений из 2-3 слов
Продолжение материала по книге Л.Кумин, часть 5: Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Понятность речи.
Окончание материала по книге Л.Кумин, часть 6: Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Прагматика, или как мы общаемся.
Ресурсы для родителей детей с СД (в т.ч. другие статьи о развитии речи)
Еще статья об обучении речи
Читайте также о методике развития речи Ромены Августовой


 
Книга "В начале было слово. Авторская методика по обучению речи детей с трудностями развития" Ромена Августова Книга "В начале было слово. Авторская методика по обучению речи детей с трудностями развития" Ромена Августова
 
Книга "Уроки логопеда. Игры для развития речи" Елена Косинова Книга "Уроки логопеда. Игры для развития речи" Елена Косинова
 
Книга "Артикуляционная гимнастика" Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук Книга "Артикуляционная гимнастика" Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук
 
Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Учебное пособие (+ дидактический материал). Валентина Воробьева Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Учебное пособие (+ дидактический материал). Валентина Воробьева
 
Книга "Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения" И. А. Смирнова Книга "Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения" И. А. Смирнова


Напишите мне